В ноябре 1918 г. в Ташкенте была учреждена Государственная опера, куда вошла и балетная группа. Балетные актеры участвовали в оперных спектаклях Государственной оперы и выступали с отдельными номерами в концертных программах. Первый многоактный балет "Лебединое озеро" М. Чайковского был поставлен в 1925 г., затем "Шехерезада" (постановщик балетов М.Ф. Моисеев). В 1929 г. состав Государственной оперы укрепляется, стабилизируется, театр получает статус Государственного театра оперы и балета. Главный балетмейстер И.И. Арбатов.
В 1933-41 гг. вТашкенте работала Первая Узбекская Республиканская балетная школа, а 1947 г. открылось Хореографическое училище.
В 1933 г. на сцене Узбекского музыкального театра поставлен первый национальный балет "Пахта" ("Хлопок") Р. Рославца, который сочетал народный танец и действенную пантомиму; в 1938 г. - балет "Шахида" Ф. Таля. В 1967 г, окончательно сформировался Государственный Академический Большой театр Узбекистана им. Навои (ГАБТ им. Навои).
Спектакли и концерты Ташкентского Государственного театра оперы и балета, а также многочисленные гастроли артистов балета из других городов, выступавших на сценах Ташкента, Самарканда, Ферганы, Бухары, привлекают активное внимание узбекских музыкальных деятелей. Интерес к балетному искусству объясняется развитым эстетическим вкусом узбекского народа, высокой национальной хореографией с разнообразными народными танцами и профессиональной хореографией, основой которой был классический танец.
Балетная группа театра создает балет "Гуландом" Е. Брусиловского, надолго вошедший в репертуар театра (балетмейстеры: И. Арбатов, Тамара Ханум, Уста Алим Камилов, В. Губская) и балет "Сердце гор" (балетмейстер Е. Барановский). В этот период в составе труппы - выпускники танцевальной студии Узбекского музыкального театра -М.Тургунбаева, Р. Каримова, Ф. Джалилова, X . Рахимова, Д. Алимов, АТафуров и другие - прекрасные исполнители узбекских классических и народных танцев.
В 1943 году был поставлен балет "Ак-Биляк", где в главной партии птицы счастья Семург с успехом выступила Галия Измайлова. С 1944 г. балетную труппу возглавлял П.К. Йоркин, по инициативе которого при театре была организована балетная студия, выпускники которой составили ядро действующей балетной труппы.
Овладевая классическим и современным репертуаром, труппа работает над созданием оригинальных балетов на темы классической литературы. Лучшие оригинальные балеты: "Кашмирская легенда" Г.Мушеля, "Сорок девушек" Л. Фейгина, "Лейли и Маджнун" И. Акбарова,
"Амулет любви" М. Ашрафи. В эти годы выдвигаются актеры яркой индивидуальности: Галия Измайлова, Г. Маваева, X . Камилова, К. Юсупова, Л. Баширова, Б. Завьялов и др. В 1955 г. в театр приходит Бернара Кариева, ставшая солисткой театра.
Лучшие постановки 60-х годов: "Болеро" Равеля, "Дон Жуан" А.Фейгина, "Сорок девушек", "Семург" и др. Этапные балетные спектакли 70-х годов: "Тимур Малик", "Тановар", "Барышня и хулиган", "Анна Каренина", "Антоний и Клеопатра", "Прерванная песня", "В долине легенд". Создавая балеты на национальные темы, балетмейстеры и ведущие артисты труппы добиваются новых форм классического и узбекского традиционного классического и современного народного танца.
Б 80-90-е годы были поставлены многоактные спектакли и серия хореографических миниатюр для концертных представлений "Вечер балета". Постановки: "Навруз", "Сказ о Рустаме", "Остановись, солнце", "Жизель", "Корсар", "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Тумарис и т.д. Именно в этих спектаклях определились "звездные" качества молодых артистов: Р. Каримовой, 3. Давлетмуратовой, Ф. Сагдуллаевой, В. Ключко. И. Кистанова, Н. Алимовой и др.
В современном репертуаре театра появились яркие спектакли, отражающие языком танца лучшие человеческие качества.
Спектакли последних лет: "Ромео и Джульетта", "Тысяча и одна ночь", "Щелкунчик" и др. Ведущие артисты балета: 3. Давлетмуратова. И. Кистанов, Т. Мухамедова, И. Шилова, Д. Бурда, М. Рахимов, Р.Нургалиев, 3. Нурумбетов, Г. Холматова и т.д.