English

Узбекистан

Узбекистан. Кино.

Узбекский кинематограф зарождался в середине двадцатых годов. Была создана кинофабрика "Шарк Юлдузи" (с 1958 г. "Узбекфильм"), началась подготовка национальных творческих кадров. Был снят ряд документальных, научно-популярных фильмов и художественный фильм. Позже был создан первый исторический фильм "Тонг олдидан" ("Перед рассветом") и детский фильм.

Сформировалась плеяда молодых деятелей национального киноискусства: К. Ярматов, М. Каюмов, С. Ходжаев, 3. Хамраев, И. Агзамов, А. Саидов и др. В 1937 г, на экраны вышел первый узбекский звуковой фильм "Клятва" (реж. А. Усольцев). В нем снимались такие актеры, как Я. Бабаджанов, А. Исматов, Л. Сарымсакова, Р. Пирмухамедов.

В сороковые годы в Ташкенте совместно с узбекскими работали кинематографисты Москвы, Ленинграда, Киева. Были созданы такие фильмы, как "Насреддин в Бухаре", "Два бойца" (реж. Л. Луков), которые не потеряли своей художественной ценности до сих пор. Большой удачей узбекских кинематографистов в 40-е годы стали фильмы "Тахир и Зухра" (реж. Н. Ганиев), "Алишер Навои" (реж. К. Ярматов).

В 60-е годы на студию вливается большая группа талантливой молодежи, в т.ч. реж. Ш. Аббасов, Э. Ишмухамедов, А. Хамраев, Д.Салимов, Т. Камалова, А. Кабулов, Р. Батыров, операторы X. Файзиев, Даврон Салимов, Д. Фатхуллин, сценарист О. Агишев, художники Э. Калантаров, Е. Пушин, Б. Назаров, А. Шибаев, С. Зиямухамедов, композиторы Р. Вильданов, Э. Салихов, Ф. Яновский и др.

В 90-е годы в период развития рыночно-коммерческих отношений, ощущаются серьезные сложности перехода киноиндустрии на рельсы самоокупаемости. Концерн "Узбеккино" постепенно отлаживает рыночные механизмы в национальном кинематографе, стремится к выпуску конкурентоспособной продукции.

Процессы, происходящие сегодня, говорят о смене поколений, выхода на авансцену новых кинодеятелей, активно ищущих пути приложения сил в новых рыночных обстоятельствах, создания таких лент, которые бы сочетали в себе художественные качества и признаки, по которым будет обеспечен им зрительский интерес. В настоящее время, когда возрос интерес к национальной истории и литературе, кинохудожники

Узбекистана охватывают в своем творчестве все более широкий спектр проблем, жанровых и стилистических форм. В конце 90-х годов на экраны страны вышли художественные ленты "Амир Темур", "Минувшие дни", "Бомба", "Маргиана", "Пеший", "Алнамыш", "Севги", "Отамдан колган далалар", "Чаёнгул" и другие, созданные такими постановщиками, как Ш.Аббасов, И. Эргашев, М. Абзалов, Ж. Мусаков, Р. Маликов. Выпущены десятки документальных фильмов на разнообразные темы истории и современности.