English

Узбекистан

Узбекистан.
Изобразительное искусство.

Древнейшие памятники искусства предстают на территории Узбекистана в палеолитической наскальной живописи Зараутсая с экспрессивными изображениями животных и охотничьих сцен. Некоторые рисунки животных на скалах Ходжикента и Бостанлыка относятся ко времени неолита.

Высоким подъемом художественной культуры в разных сферах изобразительного и прикладных искусств ознаменован античный период (4в, до н.э. - 4в. н.э.). Скульптура выполнялась из глины, моделировалась в гипсе, реже высекалась из камня. Глиняные раскрашенные статуи Халчаяна (1 в. до н.э.) дают поразительное богатство человеческих образов - царские особы, божества, воины, музыканты, дети - глубоко индивидуальны.

С проникновением буддизма в скульптуре южных районов Узбекистана намечаются связи с Гандхарской школой ваяния. Таков каменный фриз из Айртама (2 в. н.э.) с изображением небесных музыкантов и носительниц даров в куще акантов, посвятительная стела с фигурами знатных дарителей в кушанских коатомах,

Гипсовые настенные статуи из буддийского святилища на Дальварзинтепа (2в.) передают достоверные образы почитателей буддизма из местной бактрийско-кушанской среды. Настенным росписям южного Узбекистана присущи свободная манера письма, изящный рисунок.

Стилистические линии монументальных искусств отражены и в прикладных искусствах античного Узбекистана. В некоторых изделиях бактрийской торевтики (серебряные и золоченные чаши с крылатой богиней, амазонкой, сюжетами еврипидовых драм) ощутимы греко- римские влияния.

Античная художественная культура Узбекистана несет присущие всей Средней Азии самобытные черты, но в южных районах в ней отчетливо выступают эллинистические, а позднее индийские связи, которые ослабевают па периферии Согда и Хорезма. Стиль раннесредневековой живописи (особенно самаркандской) изыскан, композиции то величаво торжественны, то полны динамической силы, движения и позы участников пластичны. Манера живописи подчеркнуто плоскостна, несмотря на трехчетвертной показ лиц и порой сложные повороты фигур.

Люди

Росписи дают представление о богатых среднеазиатских тканях. В Согде развивалось искусство торевтики. Высоко развита была согдийская коропластика, крупнейшим центром которой был Самарканд. В 14-15вв. отмечался взлет возрождения изобразительного искусства. В самаркандских мавзолеях сохранились детали пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами. Среди произведений самаркандской школы живописи, стилистически близкой к гератской, иллюстрации к списку астрономического трактата ал-Суфи (ок. 1437 г., Национальная библиотека, Париж); Миниатюра с изображениемУлугбека (Галерея Фрир, Вашингтон); миниатюры к "Хамсе" (1446-47, Стамбул, Топкапу-сарай) и др. Их стилю присуща романтическая направленность.

1 2 3