Памятники материальной культуры (наскальные росписи, монументальная скульптура, барельефы, статуэтки и др.), а также дошедшие до нас письменные источники (2-е тыс. до н.э.) свидетельствуют о древних истоках музыкального наследия узбекского народа. Лучшие образцы музыкального искусства получили обобщенное освещение в трактатах о музыке среднеазиатских ученых- энциклопедистов (Фараби, Ибн Сина, Хорезми, Джами и др.). В дальнейшем музыкальная культура узбекского народа развивалась, сохраняя свою самобытность.
В узбекской народной и изустно-профессиональной музыке выделяются 4 основных локальных стиля - хорезмский, фергано- ташкентский, бухаро-самаркандский, сурхандарьинско-кашка- дарьинский, сложившиеся в результате этнической общности. Традицией средневекового города было расселение в кварталах соответственно своим профессиям. Это было присуще и деятелям музыкального искусства, они проживали на <улице певцов>, на <улице бастакоров> и т.п.
Песни можно разделить на исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах (обрядовые - "Ёр-ёр", "Келин салом"; календарные- "Навруз"; трудовые - "Майда", "Ёзи" и др.) и исполняемые
Кошук - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста - четверостишия рубаи стихосложения бармак. Лапар и ялла тоже куплетного строения, исполняются в сопровождении шуточных ганцев, игр. Ашула - лирическая песня с развернутой мелодией широкого диапазона и синкопированного ритма.
В основе узбекской народной музыки - диатоника, встречаются элементы хроматики. Широко применяются лад атональная переменность и модуляции. Ритмическая основа народных песен отличается большим разнообразием.
Народно-профессиональные музыканты учились у прославленных мастеров. Нотная письменность в музыкальной практике почти не применялась. Основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции составляют макомы, состоящие из нескольких циклов соответственно локальным признакам.
Богаты разнообразием музыкальные инструменты: струнно-смычковые - гиджак, кобуз, сать (сетар); струнно- шипковые-домбра, дутар, танбур, уд, рубабы; струнно-ударные - чанг; духовые тростевые - сибизиг, буламан, сурнай, кашнай; духовые флейтовые - най, гаджир най; мундштучные духовые - карнай; ударные мембранные - дойра, нагора, чиндаул и др. Широко развиты как сольное, так и ансамблевое исполнение. Характерная особенность узбекских ансамблей - игра в унисон.
Традиционный узбекский оркестр народных инструментов (игра в унисон в 2-3 октавы) состоит из нескольких видов инструментов, тем самым достигается богатая гамма звучания.
Динамичное и интенсивное развитие узбекского музыкального искусства началось в основном в 20 в. Практически решены принципиальные творческие задачи, сформировался жанр - узбекская музыкальная драма и музыкальная комедия, сконцентрировавший традиции сценического и музыкального искусства. Развитие музыкальной драмы способствовало зарождению в Узбекистане оперы и др. сценических жанров.
2 3 4 5 6
|