Мастера Самаркандской школы возрождают традиции украшения сосудов лепными элементами в виде головок животных и птиц.
В Риштане старейшие мастера и представители молодого поколения блестяще владеют как техникой формовки (мастера-кузагары), так и росписью (усто наккоши). Особенность риштанской керамики - бихромный колорит - так же восстановлен, как и секрет производства знаменитой ишкоровой глазури, красителя, полученного из золы растений. В настоящее время мастера работают с нетрудоемкими готовыми щелочными глазурями. Декор риштанской керамики преимущественно растительный, а также изображения кумганов, символов достатка и благополучия, ножей, птиц, рыб, элементов архитектурного декора. Возрождена древняя традиция изготовления фигурных сосудов для воды - мусалла - с туловом в виде утки.
В Ташкенте работает замечательный потомственный мастер А.Рахимов, сын керамиста и исследователя керамики Узбекистана М.Рахимова. Он создает посуду в стиле темуридской, кашгарской, черной самаркандской керамики, в его произведениях находит отражение богатый технологический художественный опыт народных мастеров практически всех регионов республики.
Возвращается и традиция изготовления глиняной игрушки - непременного атрибута древних культовых обрядов. Этот вид ремесла, характерный в прошлом для бухаро-самаркандской школы керамики, практически исчез.
Чеканка. Высокое качество исполнения отличает изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью. Тонкость и богатство узоров присущи посуде бухарских мастеров. Многие бухарские мастера прошли школу известного народного мастера С.Хамидова, который стремился вернуть к жизни искусство художественного металла в Бухаре еще в 60-х годах. Сегодня они работают в мастерской <Кандакор> им. Усто Хамидова. Наряду с использованием традиционных форм изделий, декора и технологий, мастера ведут поиск новых средств художественного выражения. Так, в оформлении подносов и блюд часто используются изображения известных памятников бухарской архитектуры.
Некоторые формы посуды уже вышли из повседневного употребления, например, традиционные на Востоке рукомойники-даст шу, но мастера продолжают изготовлять их. Благодаря нарядности декора и изяществу формы эти изделия стали прекрасным сувениром.
Кувшины бухарского мастера Ш. Ибадова, выполненные в технике ковки, чеканки, экспонировались в Хиве, Алматы, Бишкеке.
Резьба по дереву. Мастера Кокандского центра развития народных ремесел при фонде "Олтин мерос" используют для своих работ чинар и орех. Создавая традиционные для Востока предметы (шкатулки - кутича, подставки для книг - лавхи, резные столики), они щедро передают все богатство традиционного растительного геометрического орнамента.
Золотое шитье. Традиционный центр этого вида ремесла - Бухара. Сегодня он популярен и среди молодежи. Мастера производят продукцию, выполненную в лучших традициях бухарского золотого шитья.
1 3 4
|