Поэзия становится элитарной, адресуемой людям с утонченной душой, развитым воображением. Хотя это отрицательно сказывается на количестве читателей, однако заметно повышается эстетический уровень любителей поэзии, степень понимания художественного слова, образного выражения. Современная поэзия стремится возвысить читателей до своего уровня.
Современные любители узбекского стиха способны воспринимать и утонченную поэзию без единого знака препинания, и ассоциативную абстрактную поэзию, и многозначную поэтическую строку суфиев, и символически выраженный поэтический мир. У узбекского читателя заметно повысился эстетический вкус, глубокое осознание поэзии, сформировалась способность безошибочно определять поэтическое откровение от рифмотворчества.
Если современной поэзии присуща активность молодого поколения, появление новых имен, то в прозе прослеживается продолжение традиций. Сеголня плодотворно работают писатели разных поколений: Адыл Якубов, Сайд Ахмад, Шукур Халмирзаев, Уткур Хашимов, Аман Мухтар, Тахир Малик, Мурад Мухаммад Дуст, Тогай Мурад, Эркин Агзамов, Хайриддин Султанов, Хуршид Дустмухаммад, Назар Эшонкулов, Нармурад Наркабилов, Тухтамурад Рустамов, Абдукаюм Юлдашев, Рахим Атаули и др.
Творческие, неожиданные художественные решения, явные нарушения определенных нормативов являются главными особенностями узбекской прозы этого периода. В метаромане Амана Мухтара "Многоликость" ("Минг бир киёфа"), удивительно неординарной повести Н. Эшанкула "Черная книга" ("Кора китоб") умело использованы последние эксперименты мировой прозы. Самобытные рассказы "Не поймать ветра" ("Шамолни тутиб булмайди"), "Гробград" ("Тобутшахар"), "Циклон" ("Куюн") и др. - новое эстетическое явление в национальной литературе. Произведения этих писателей отличаются своеобразием изображения, совершенно новым восприятием мира и вторжением в самые сокровенные уголки души человека.
Прозаик Ш. Халмирзаев в романах "Пугало" ("Олабужи"), "Динозавр", рассказах "Луна под облаком" ("Будут тусган ой"), "Свобода" ("Озодлик"), "Навруз, навруз", Н. Наркабилов в повестях "Белошейка" ("Окбуйин"), "И скалы тожу плачут" ("Комар хам йиглайди"), "Горец" ("Тог одами"), в рассказах "Честь" ("Орият"), "Радостный день" ("Кувончли кун") умело использовали традиционный стиль изображения, создав живой художественный образ современников.
В повести "Старосоветские люди" ("Шуродан колган одамлар"), рассказе "Чинара" Ш. Бутаева, повести "Кресло" ("Оромкурси"), рассказах "Магот" ("Жажман"), "Ибн Муганни" X. Дустмухаммада, в романе "Отцово поле" ("Отамдан колган далалар") Тогая Мурада удачно сочетаются традиционный стиль и новаторство мировой литературы.
Современная проза особое внимание уделяет духовному миру человека, изображению индивидуальных качеств в различных аспектах.
Национальная литература обогатилась значительными литературными героями: Байна момо ("Не поймать ветра"), Ултон ("Пугало"), Гулсара, Таваккал ("Луна под облаком"), Хусан палван, Зухра ("Честь"), Эрназар палван, Усар Куклам ("И скалы тоже плачут"),
В современной драматургии, в таких пьесах, как "Железная женщина" ("Темир хотин") Ш. Башбекова, "Беспросветные ночи" ("Кундузсиз кечалар"), "Рукой подать" ("Бир кадам йул") У. Азимова, "Репрессия" ("Катагон") У. Хошимова, "Где ты, Усман Носир?" ("Усмон Носир, Кайдасан?"), "Дугах Хусайни" ("Дугохи Хусайний") А. Аъзама, "Властелин" ("Сохибкирон") А. Арипова, "Победоносный властелин..." ("Фотихи Музаффар..."), "Тайна дворца" ("Бир кошона сирлари") А. Якубова, "Старики сваты" ("Совчи чоллар") X. Шарипова, "Брачный покров" ("Чимилдик") Э.Хушвактова, "Возвращение Алпамыша" ("Алпомишнинг кайтиши") затронуты актуальные вопросы.
1 2
|