В 1918 г. в Ташкенте создана народная консерватория, затем ее филиалы в Самарканде, Фергане и Бухаре. Драматурги Г. Зафари, Ш. Хуршид в содружестве с крупнейшими знатоками узбекского музыкального наследия на основе национальных мелодий поставили музыкальные сценические произведения "Халима" (1920), "Лейли и Маджнун", "Фархад и Ширин" (1922). В 1924 г. М Кариякубов создал в Ташкенте Этнографический концертный ансамбль.
В1934 г. в Ташкенте открылась Высшая музыкальная школа (с 1936 г. - Ташкентская Государственная консерватория). Ташкент становится музыкальным центром.
В 1936 г. образована Узбекская государственная филармония, при которой созданы ансамбли, хоровая капелла, симфонический оркестр, оркестр узбекских народных инструментов. На основе народных мелодии создаются симфонические партитуры (М.М. Ипполитов-Иванов, С.Н. Василенко, ВА. Золотарев; позже Н.П. Раков, Р.М. Глиэр, а также М. Бурханов, М. Левиев, М. Ашрафи).
Развитие жанра музыкальной драмы во многом способствовало зарождению в республике театра оперы и балета. С первыми операми складывалась оперная труппа (М. Кариякубов, X . Насырова, Б. Мирзаев, К. Закиров, позднее Н. Хашимов, С. Ходжаева, С. Кабулова, С. Ярашев, А. Азимов, дирижер Ф. Шамсутдинов, композиторы Т. Садыков, М. Ашрафи, М. Бурханов, С. Юдаков). Зарождается балетная и камерно-инструментальная музыка.
В 40-е годы наиболее интенсивно развивались песни и романсы, музыкальная драма и опера, симфоническая и камерная музыка. Развитие хоровой песни способствовало массовому распространению хоров акапелла (М. Бурханов, И. Акбаров, С. Бабаев, Б. Умиджанов). Написаны кантаты и оратории, более глубоким по содержанию стал романс. Как самостоятельный жанр утверждается музыка к кинофильмам.
Значительно расширялась сеть начальных и специальных музыкальных школ, училищ и высших учебных заведений. Наиболее интенсивно развивается симфоническая музыка (И. Акбаров, Г. Мушель, Р. Хамраев, Ф. Янов-Яновский, С. Джалил, М. Таджиев, М. Махмудов). Композиторы обращаются к произведениям мировой классики (Гарсиа Лорка, Шекспир).
В 1962 г. в Самарканде открылся второй в Узбекистане оперный театр. Большая часть опер этих лет написана на историческую и современную темы (С. Бабаев "Хамза", И. Хамраев "Ойжамол". Созданы детские оперы - С. Бабаев "Ёрилтош" - "Расколись, камень"; С, Варелас "Волшебная лампа Аладдина"),
Появляются балеты разнообразной тематики (Т. Мушель "Кашмир афсонаси" - "Кашмирская легенда", М. Ашрафи "Севги тумори" - "Амулет любви"). Наиболее значительным был балет "Тановар" А. Козловского (1971).
В 60-70-е годы значительное развитие получила кино- и театральная музыка. Музыкальные передачи Узбекского радио и телевидения обогатились творческими концертами ансамблей макомистов, оркестра узбекских народных инструментов, хоровых капелл, камерных и эстрадно-симфонических оркестров, песенное творчество - эстрадными песнями.
В последние десятилетия 20 в. музыкальная культура Узбекистана продолжала самобытные народно-национальные традиции, различные современные социально-художественные явления и тенденции. Здесь представлен не только богатейший музыкальный фольклор, традиционное классическое национальное музыкальное наследие и творчество бастакоров, но и современная композиторская музыка во всем разнообразии форм, жанров, стилевых и исполнительских особенностей.
1 3 4 5 6
|