С обретением Узбекистаном независимости усилилось внимание к вопросам духовности и просветительства, более полного удовлетворения художественно-эстетических запросов общества, и, как следствие, к возрождению исконно национальных традиций. Особенно ярко это проявляется в ежегодных всенародных праздничных торжествах, посвященных Дню Независимости республики, древнему весеннему народному празднику "Навруз", празднованию знаменательных и памятных дат (юбилейные даты Амира Темура, Улугбека, Аль-Бухари, Аль-Фергани, Мангуберды, древних городов Самарканда и Бухары, 1000- летия эпоса "Алпамыш" и др.).
С 1996 г. по всей республике регулярно проводится конкурс на лучшую песню "Узбекистан - Родина моя", который с 1998 г. проходит как общенародный праздник песни и др. Заслуживают упоминания такие областные фольклорно-этнографические ансамбли, как "Бешкарсак" (Самарканд), "Бойсун" и "Шалола" (Сурхандарья), "Мохи ситора" (Бухара), "Чавки" (Андижан), "Ёр-ёр" (Наманган) и др.
Б республике уделяется большое внимание национальным музыкальным культурам других народностей, населяющих Узбекистан, а также стабильному сосуществованию и действенному функциони- рованию общечеловеческих ценностей в сфере музыкального искусства. Ярким тот' подтверждением является проведение Дней культуры и искусства государств содружества и других стран.
Особое место в музыкальной жизни региона занял международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" ("Мелодии Востока"), который с 1997 г. раз в два года проходит в г. Самарканде. В нем принимают участие исполнители и деятели музыкальной культуры из разных стран мира. Обладатели Гран-При конкурсной программы фестиваля "На лучшее исполнение национальной песни" 1977 г. Симара Иманова (Азербайджан) и 1999 г. Насиба Саттарова (Узбекистан) получили мировое признание.
Проводятся республиканские конкурсы исполнителей макомов им.Ю.Раджаби, исполнителей на фортепиано, на струнных и духовых инструментах. Учреждены также смотры-конкурсы, посвященные традиционному исполнительству "Асрлар садоси" им. А. Абдурасулова (г. Самарканд), К. Атаниязова (г. Ургенч) и М. Узакова (г. Маргилан).
Исполнительская и творческая деятельность таких выдающихся мастеров народно-профессиональной музыки, как Тургун Алиматов, Фаттоххон Мамадалиев, Орифхон Хатамов, Ганиджан Тошматов, Мухаммаджон Каримов, Кувандык Искандаров, Хасан Раджабий, Атаджан Худойцгукуров, Абдухашим Исмаилов, Улмас Расулов занимает одно из ведущих мест. Впервые за многие десятилетия не только восстанавливаются, обрабатываются известные, но и создаются новые высокохудожественные традиционные произведения. Так, например, Ф. Мамадалиевым были пополнены и обработаны циклы "Мискин", "Муноджат" и "Ушшок", восстановлены "Древний Ушшок", "Зикри Ушшок", "Умурзак Палван Ушшоги", сочинен оригинальный цикл "Савти Фаттоххон".
Реформирована структура концертных и театральных организаций. На основе Узгосфилармонии были образованы концертно-творческие объединения "Узбекнаво" и "Узбекракс", а на базе Союза театральных деятелей -творческое производственное объединение "Узбектеатр",
В 1990-е годы в республике открылись новые специальные учебные заведения искусства: Колледж эстрадно-циркового искусства, Высшая школа национального танца и хореографии, Институт национального художественного искусства и дизайна им. К. Бехзода, областные музыкальныеучилищапреобразуютсяв колледжи искусав. ВТашкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи открыт факультет эстрадной музыки, соответствующими отделениями и специальностями пополняются также средние музыкальные учебные заведения.
1 2 4 5 6
|