English

Узбекистан

Узбекистан. Вехи истории.

К северо-востоку от Шерабадского оазиса находится Бандыханский оазис - второй локальный центр древнеземледельческой культуры. Третьим центром древнеземледельческой культуры юга Узбекистана является Шурчинский оазис - поселение Миршаде, поселение и могильник Моллали, которые дают основание говорить о высоком уровне развития хозяйства и ремесла, и выделить комплекс как самостоятельную сапаллинскую культуру.

На территории Хорезма существовала самобытная Таз абагьябская культура, основанная па высокоразвитой системе искусственного орошения. Носители культуры Тазабагьяба, наряду с земледелием, занимались скотоводством.

К эпохе поздней бронзы - раннего железа в Хорезме относятся Суюрганская (конец 2-го тыс. до н.э.) и Амирабадская (нач. 1-го тыс. до н. э.) культуры. Племена Суюрганской культуры жили в шалашах, изготавливали расписную керамику, занимались скотоводством, охотой и земледелием.

Носители Амирабадской культуры проживали общинами в полуземлянках, занимались скотоводством и земледелием, основанном на развитой системе искусства орошения. Керамика изготовлялась грубая, с примитивным растительным орнаментом. Типичным памятником Амирабадской культуры является поселение Яккапарсан 3.

В низовьях Зеравшана на позднем этапе эпохи бронзы формируется культура Заманбаба, близкая по своим характеристикам Андроновской культуре. Памятники этой культуры обнаружены на территории Хорезма, Бухарском вилояте, в Ташкентском оазисе, Ургутском тумане Самаркандского вилоята.

На территории Узбекистана уже в первой четверти 2-го тыс, до н.э. формируется и развивается высокая земледельческая культура, основанная на использовании естественного и искусственного орошения. Размеры поселений, выделение отдельных погребальных комплексов, большое количество находок керамики и характер расселения жителей поселков - все это характеризует данную эпоху как время социально- профессионального расслоения общества, более четкого разделения труда.

Именно в этот период появляется пашенное земледелие, что предполагало более интенсивное использование тяговой силы домашних животных. Древнеземледельческая культура Узбекистана эпохи бронзы, длившаяся более тысячелетия, стала плодотворной базой для формирования и развития урбанизированных культур последующих эпох.

Первая половина 1-го тыс. до н.э. - период дальнейшего развития древнего общества, образования классов и ранних государств. Это период открытия железа. Распространение железа в огромной степени повлияло на дальнейший процесс человеческого развития. С 1-го тыс. до н.э. и до настоящего времени железо остается основой материальной культуры человечества. Общедоступность и дешевизна железа, а после открытия способов обуглероживания (т.е. получения стали) - и более высокие механические качества, обеспечили быстрое вытеснение им бронзы, а также камня, который как материал для изготовления орудий в бронзовом веке, да и на первых этапах эпохи железа не был окончательно вытеснен.

С переходом к металлургии железа и развитием других технических усовершенствований значительно расширились возможности роста п роизводительности труда в различных отраслях хозяйства, особенно в сельском; увеличились площади пашенного земледелия, совершенствуется система оросительных каналов и водоподъемных сооружений (канал и плотина в

Бандыханском оазисе), ускоряется развитие ремесел, в особенности кузнечного и оружейного, обработки камня и дерева, рудничного дела. Облегчается сооружение дорог и строительство зданий. Шире развивается обмен: к середине 1-го тыс. до н.э. распространяется как средство обращения металлическая монета.

Памятники раннего железного века на территории Узбекистана датируются 8-6 в.в. до н.э. в древних областях - Бактрия, Хорезм, Согдиана, Шаш и Ферганская долина, являвшиеся очагами земледельческой культуры эпохи бронзы. Поселения древних земледельцев возрастают по площади и усложняются по планировке. Главные линии общественного прогресса, как и прежде, протекали в плодородных долинах рек. Примерами крупных центров эпохи раннего железа служат городища Бандыхан, Кучукгепа,Талашкан, Кызылтепа, Чирик-рабат и другие крупные, хорошо укрепленные поселения с обособленной цитаделью-крепостью. Основным строительным материалом служили пахсовые блоки и крупные сырцовые кирпичи.

Кроме того крупными центрами земледельческих оазисов в Ферганской долине были Чустское поселение, городища Дальварзинтепа, Ашкалтепа, Эйлатан и другие. В зонах древнего земледелия Хорезма формируются крупные города и поселения типа Кюзелиир, Калалиир и Дингильджи, Вокруг них на основе высокоразвитой системы искусственного орошения осваиваются огромные посевные площади. Памятники древнего земледелия зафиксированы в оазисах Кашкадарьинского, Ташкентского, Бухарского и Самаркандского вилоятах.

Конец 2 - начало 1-го тысячелетия до н.э. характеризуется окончательным распадом первобытнообщинного строя, началом формирования крупных территориально-политических объединений, ставших прообразом первых государственных образований.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13