Эфталиты, возникнув и просуществовав как военно-политическое объединение кочевых племен, хотя и превысили элементы степной культуры, не смогли оказать большого влияния на жизненный уклад, традиции и обычаи захваченных земледельческих областей с многочисленным городским населением. В б в. часть эфталитов осела в городах и вскоре ассимилировалась с местным населением. Другая часть в степных и полупустынных районах вела кочевой и полукочевой образ жизни, в основном занималась скотоводством.
Правители отдельных областей (Бухара, Самарканд, Чаганиан) чеканили собственные монеты, которые широко обращалась на внутреннем рынке. Наряду с земледелием и скотоводством, в экономике данного периода большое место занимала торговля. Эфталитские правители стремились установить контроль над караванными дорогами Великого шелкового пути, проходящими через их территории. Расширяются экономические и культурные связи с Китаем, Индией и Ираном.
Тюркский каганат. В 6 в. различные племена и народы Алтая, Семиречья и Средней Азии объединились в Тюркский каганат, который быстро расширил свои владения, включив в них все Среднеазиатское Двуречье. В начале 7 в. каганат распался на Западный и Восточный. Территория современного Узбекистана входила в состав Западно- Тюркского каганата.
6-7 в.в. отмечены ростом экономики, художественного ремесла и строительства в земледельческих оазисах Средней Азии. В Фергане развивается шелководство, перенесенное из Китая в 5 в., и основанное на нем ткачество. Крупными центрами международной торговли стали Самарканд, Бухара, Пайкенд, Термез, ряд городов Хорезма и Чача. В разных областях Среднеазиатского Двуречья расширяется разработка месторождений и добыча золота, серебра, железной руды и каменной соли.
Широко распространяется в земледельческих областях хлопководство, садоводство и виноградарство. Особой славой пользовались виноград и вина из него (мусаллас) Ферганы, которые можно было хранить до десяти и более лет.
Преобладающими религиями среди земледельческого населения являлись зороастризм и буддизм. В крупных городах существовали общины иудеев, манихеев и христиан несторианского толка. Продолжала развиваться письменность на хорезмском и особенно на согдийском языках, являвшихся разговорными для большинства областей с оседлоземледельческим населением. Письменные памятники, найденные в Узбекистане и содержащие религиозные тексты, - буддийские, манихейские, христианские - на согдийском языке и согдийском алфавите, свидетельствуют о культурных связях с Индией, Ираном и Сирией.
В конце 7 в. Западно-Тюркский каганат распался на фактически самостоятельные мелкие владения. В 7 - начале 8 в.в. на территорию Средней Азии вторглись арабы, Политическая раздробленность и междоусобная борьба местных правителей облегчали продвижение арабских войск.
В начале 8 в. начинается широкое завоевание Среднеазиатского Двуречья во главе с арабским полководцем - наместником Хорасана Кутейбой ибн Муслимом (705-715 г.г.). Воспользовавшись внутренней раздробленностью местных владений Кутейба быстро овладел Тохаристаном и областями правобережья Амударьи. В 705 г., арабы, укрепившись в Чаганиане, начали продвижение в глубь Двуречья. В 707 г. Кутейба назначает наместником области молодого наследника местных правителей - бахархудата Тукдаша.
В 723 г. против арабов выступили правители Ферганы, Чача, Насафа и Западно-Тюркского каганата. Они нанесли крупное поражение арабскому войску, оттеснив его до Самарканда.
Восстание согдийцев длилось десять лет, в нем приняли участие и крупные земледельцы-дехкане. Антиарабское выступление охватило весь Мавераннахр, на помощь населению которого пришли войска тюркских правителей Тюргешей.
Особое место в истории борьбы народов Средней Азии против арабских завоевателей занимает восстание, которое возглавил Муканна, широко известное как движение "людей в белых одеждах". Оно было направлено не только против владычества арабского халифата, но и против местных крупных землевладельцев, примкнувших к завоевателям. Восстание, длившееся более десяти лет и потрясшее огромное государство Арабского халифата, является ярким образцом освободительного движения народов Мавераннахра против завоевателей.
1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13
|