English

Узбекистан

Узбекистан. Вехи истории.

Греко-македонские войска принесли в Согд. Бактрию и частично Хорезм, который оставался в стороне от арены основных военных действий, тяжкие испытания, гибель и пожарища их пародам и некогда цветущим городам, селениям. Жестокая и изнурительная война с завоевателями в значительной мере подорвала производительные силы и в целом экономику, торговлю, культурную жизнь Бактрии, Согда и Хорезма. Но вместе с тем нельзя отрицать и того, что создание "мировой державы" Александра Македонского в определенной степени способствовало развитию новых форм общественно-хозяйственных отношений, дало новый импульс установлению культурных и торговых связей между странами, вошедшими в ее состав.

По тропам кровавой войны следовали греческие и македонские купцы, находки греческих монет свидетельствуют об оживлении торговых отношений с областями Среднеазиатского Двуречья. Но эти факты представляли собой всего лишь временную потенциальную возможность. Уже сразу после смерти Александра 13 июня 323 г. до н.э. дальнейшее развитие этих областей пошло по пути неуклонного стремления к достижению политической независимости. На развалинах македонской державы стали вырисовываться контуры новых государственных объединений.

В 312 г. до н.э. образуется крупная династия Селевкидов. Бактрия и Согд, по всей вероятности, вошли в ее состав в 306 или 305 г. до н.э. При Селевкидах несколько расширилась самостоятельность входивших в ее состав сатрапий. К примеру, в Бактрии чеканились монеты от имени двух государей Селевка и Антиоха. Значительно оживилась и экономика в этих регионах, восстанавливаются города и населенные пункты, развиваются торговля и ремесло.

Б результате ряда антиселевкидских выступлений, бактрийский сатрап Диодот в 250 г. до н.э. объявил себя независимым правителем, Это положило начало образованию нового Греко-Бактрийского царства, основанного на местном самоуправлении. В состав Греко-Бактрийского образования входили Бактрия, Согдиана и Маргиана. Вероятно, в начале 2 в. до н.э. Согдиана, а затем Чач, вошли в состав Кангюйского царства. Греко-Бактрийское царство просуществовало чуть более ста лет.

Во второй половине 2 в. до н.э. после разгрома Греко-Бактрии тохарами- юечжами образовалось независимое объединение - юечжей. В него вошли Северная Бактрия (совр. Сурхандарьинский вилоят и Южный Таджикистан). Юечжи вели полукочевой образ жизни, в то время как коренное население занималось оседлым земледелием. Юечжи не имели централизованной власти и не обладали единым правителем. Вскоре государство юечжей распалось на пять самостоятельных княжеских владений, которые просуществовали около ста лет. В 1 в. до н. э. среди этих владений наиболее влиятельным становится Кушанское.

Наивысшего расцвета Кушанское царство достигло в конце 1 - начале 2 в. н.э., когда в его состав входили Северная Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан и южные области Узбекистана. Наряду с Римской и Ханьской империями, оно превратилось в мировую державу. Наиболее известными правителями Кушан являлись Кадфиз II и Канишка. При последнем обострилось соперничество кушан с ханьским Китаем за обладание Восточным Туркестаном, через территорию которого пролегали важнейшие торговые пути. Значительным нововведением, осуществленным при Канишке, стало провозглашение бактрийского языка и письменности одним из официальных языков. С этого момента легенды на всех монетах последующих кушанских правителей даны на бактрийском, а не на греческом или индийском языках.

Одним из крупных торговых и культурных центров кушанского царства становится город Термез. Его территория обводится мощной оборонительной стеной. В округе Термеза возводятся буддийские культовые комплексы (Каратепа, Чингизтепа, Фаязтепа, Зурмала и др.). Значительными центрами городской культуры и торговли стали Дальварзинтепа, Халчаян, Зартепа, Кампыртепа, Ер-курган, Айртам и др. Благодаря проведению политики широкой веротерпимости в художественной и материальной культуре эпохи кушан произошел уникальный синтез местных традиций с традициями эллинистической, индийской и кочевнической культур. Наследие этого явления представлено прекрасными образцами глиняной скульптуры из Халчаяна, каменными скульптурами фриза Айртама, настенными росписями Фаязтепа, золотыми ювелирными изделиями Дальварзинтепа и многими другими памятниками и находками.

Эпоха кушан знаменует собой новый подъем в экономике и хозяйственной деятельности народов Узбекистана. Значительно расширяются площади земледелия, проводятся новые оросительные каналы, развивается ремесло.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13